ВВЕДЕНИЕ
В Российской Федерации за последние годы наметились позитивные сдвиги в государственной молодежной политике, разработана и реализуется Федеральная программа «Молодежь России 2001-2005 гг.».
Необходимость анализа положения молодежи на российском рынке труда обусловливается двумя важнейшими обстоятельствами. Во-первых, молодые люди составляют около 35% трудоспособного населения России, во-вторых, что самое главное, они – будущее страны, и от стартовых условий их деятельности зависит последующее развитие. Молодежь уже сегодня во многом определяет политические, экономические и социальные структуры общества. Вместе с тем она во всем мире является одной из особо уязвимых групп на рынке труда, особенно в нашей стране. Несмотря на актуальность перечисленных проблем, им уделяется мало внимания в научных исследованиях, средствах массовой информации, правительственных документах.
Серьезной проблемой молодежной занятости является несоответствие объемов и профилей подготовки специалистов потребностям рынка труда, что создает предпосылки роста безработицы среди выпускников учреждений профессионального образования. Это приводит к тому, что наиболее активная и образованная часть молодежи, оканчивая учебное заведения, вынуждена получать статус безработного. Сегодня среди безработных, зарегистрированных в органах занятости, каждый третий – с высшим и средним профессиональным образованием.
Безработица представляет собой макроэкономическую проблему, оказывающую наиболее прямое и сильное воздействие на каждого человека. В современных условиях экономического хаоса потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровня, часто вплоть до полной нищеты, и наносит серьезную психологическую травму. Поэтому неудивительно, что проблема безработицы часто является предметом многочисленных дискуссий и исследований.
Гражданское общество, находящееся в стадии становления и пытающееся объединиться в социальных и общественных институтах, ориентированных на создание условий для социализации молодого поколения - с другой стороны.
И между ними - молодежь, которая имеет гражданские права лишь номинально, и поэтому ставит вопрос об их расширении. Кроме того, хотела бы видеть поддержку своих инициатив государством.
Наконец, есть ситуация востребованности молодежи, изучения ее проблем и определения современного типа отношений в новой концепции молодежной политики в обществе.
«Молодежь – часть гражданского общества от рождения. И если она просто активизирует свое участие в его деятельности, это будет уже мощным стимулом развития всего сообщества и демократизации государства. Свободная деятельность молодежи – путь к гражданскому обществу, одновременно это и путь к подлинно демократическому государству, которое может и хочет получить разнообразие молодежных организаций в рамках правового поля. В конечном счете, доктрина должна способствовать разнообразию программ социального действия молодежных организаций и групп в рамках законов России».[1]
МОЛОДЕЖЬ – большая общественная группа в возрасте от 14-30 лет, имеющая специфичные социальные и психологические черты, наличие которых определяется как возрастными особенностями молодых людей. Верхняя и нижняя возрастная граница молодежной группы различна в разных странах и разных отраслях деятельности человека (статистика, демография, социология, образование, криминалистика и т.д.).
ОБЩЕСТВО РИСКА – концепция, предложенная Берком для указания то, что в современном мире существование человека во многих сферах социальной жизни сопровождается все возрастающим ощущением опасности и риска. Характеризует неопределенность общества, в котором все элементы определенности подорваны и подвергаются сомнению и не существует абсолютных правил и критериев оценки.
СОЦИАЛИЗАЦИИ АГЕНТЫ – институты, люди и социальные группы, которые способствуют социализации личности.
СОЦИАЛИЗАЦИЯ МОЛОДЕЖИ – процесс социального взаимодействия, посредством которого молодые люди приобретают знания, мнения, взгляды и формируют модели поведения, необходимые для успешного участия в жизни общества.
СОЦИАЛЬНАЯ ДЕЗОРГАНИЗАЦИЯ – условия в обществе, при которых культурные ценности, нормы и общественные отношения отсутствуют, слабы или противоречивы.
СТАТУС МОЛОДЕЖИ – положение молодежи в обществе, характеризующееся многими показателями: социально-демографическая структура молодежи, ее здоровье, половое положение, образование, экономическое положение и экономическая активность, место и роль в политике, образ жизни и ценностные ориентации.
ЦЕННОСТИ МОЛОДЕЖИ – общие представления, разделяемые общей частью молодежи, относительно того, что является желательным, правильным и полезным.