Методы научного исследования
Изучение результатов деятельности.Результаты деятельности людей- это созданные ими книги, картины, архитектурные проекты, изобретения и т. д. По ним можно в известной мере судить об особенностях деятельности, которая привела к их созданию, и включенных в эту деятельность психических процессах и качествах. Анализ результатов деятельности считается вспомогательным методом исследования, так как дает надежные результаты только в сочетании с другими методами (наблюдением, экспериментом) .
Самонаблюдение.
Самонаблюдением называют наблюдение и описание человеком протекания у себя самого тех или иных психических процессов и переживаний . Самостоятельного значения как метод непосредственного исследования психики на основе анализа собственных психических проявлений метод самонаблюдения не имеет. Причина ограниченного его применения- явная возможность непроизвольного искажения и субъективного истолкования наблюдаемых явлений.
В советской детской и педагогической психологии применялся психолого-педагогический эксперимент.Это своеобразная форма естественного эксперимента, так как проводят него в естественных условиях жизни и деятельности детей. Существенная же особенность психолого-педагогического эксперимента та, что он имеет целью не собственно изучение, а активное, целенаправленное изменение, преобразование , формирование той или иной психической деятельности , психологических качеств личности. Соответственно различают два его вида- обучающий и воспитывающий психолого-педагогический эксперимент.
Итак, в психологии используют целый ряд методов. Какой из них рационально применить, решают в каждом отдельном случае в зависимости от задач и объекта исследования. При этом обычно используют не один какой-нибудь метод, а ряд методов, взаимно дополняющих и контролирующих друг друга.
Использованная литература
В.А. Крутецкий. «Психология» Москва «Просвещение» 1986г.
Л.А. Венгер, В.С. Мухина «Психология» Москва «Просвещение» 1988г.
Перейти на страницу:
1 2 3