Социология
По определению Энтони Гидденса, социология — это «изучение общественной жизни человека».

Вследствие разнообразия подходов ни одно определение социологии не является полностью удовлетворительным.

1.2 Понятие управления, его принципы и задачи. Система управления, ее задачи.

Виды управления определяются особенностями объектов, которыми намереваются управлять (для этого нужно создать, спроектировать систему управления), или которые реально су­ществуют какое-то количество времени (функционирующие системы управления). Поэтому различают технико-техноло­гическое управление (изучается техническими науками); био­логическое управление (рассматривается в естественных на­уках) и социальное управление (исследуется в целом ряде со­циальных, организационных и экономических наук).

Главная особенность социального управления состоит в том, что субъектом и объектом в нем является человек. В свою оче­редь, оно делится на подвиды — государственное, военное, эко­номическое, производственное и общественное.

Управление социальной работой — это разновидность со­циального управления. Данное понятие многозначно и выража­ет разные стороны, грани и аспекты управления.

Первое значение — организационно-структурное. Ключевыми проблемами здесь являются: «Кто должен выпол­нить (выполняет) социальную работу?"; «Какие органы, подразделения должны этим заниматься (занимаются)?»; «Какова эффективность (результативность) их деятельности, функционирования?». Управление социальной работой организует­ся на федеральном, региональном (территориальном) и локальном уровнях и имеет соответствующие организационные структуры: Министерство труда и социального развития Рос­сийской Федерации, комитеты (управления) соцзащиты (по­мощи), территориальные службы, центры социального обслу­живания.

Второе значение — функциональное. Управление со­циальной работой выполняет как общие, так и конкретные функции. Общими, независимо от уровня, субъекта, его компетенции, являются функции: прогнозирование, планирование (целеполагание), организация, координация, стимулирование (мотивация), маркетинг, учет и контроль. На конкретном уров­не управления, в конкретной должности складывается определенное соотношение между общими функциями. Конкретные функции — это виды работы применительно к должности (обя­занности и права), подразделению (функции подразделения) и предприятию, организации, учреждению (направления дея­тельности).

Третье значение — это деятельность руководите­лей разных уровней в системе соцзащиты, помощи. Руково­дители выступают как ведущая сила, «локомотив» в процессе управления. От профессионализма руководителей во многом зависят качество организации управления и его результатив­ность. Следует учитывать, что среди руководителей в системах управления социальной работой преобладают женщины и кол­лективы в основном женские. Это накладывает отпечаток на стиль и методы управления, психологию взаимоотношений, эмоциональный фон и т.д.

Четвертое значение управления социальной рабо­той — это процесс, включающий ряд элементов. Основа любого вида управления — информация, которая в «человеческих системах» тем или иным образом организуется. На основе ин­формации происходит определение, формулирование и закреп­ление (в организационно-административных документах) це­лей, задач. Целевая ориентация — важный элемент социального управления, за которым следует система действий, мер, мероприятий или управленческих решений. Управление опре­деленным образом организуется через распределение функций и формирование оргструктур, подбор и расстановку кадров (персонала). В процессе управления важно также увязать цели, задачи и решения с ресурсами — информационными, матери­альными, трудовыми, финансовыми, временными.

Пятое значение— это вид профессиональной деятель­ности, управленческий труд, включающий триаду: предмет труда (информация), средства труда (организационные и тех­нические) и человека, обладающего определенными знаниями, навыками и умениями. Шестое значение — управление социальной работой как наука и учебная дисциплина. Основа любой науки — мето­дология, т.е. система методов, используемых в научных иссле­дованиях. В науке управления применяется как общеметодо­логический инструментарий (анализ, синтез, индукция, дедук­ция, абстрактное и конкретное, системный подход и т.д.), так и специфический, обусловленный необходимостью исследова­ния систем и процессов социального управления, функций и организационной структуры, деятельности руководителей и возглавляемых ими коллективов. Другая составная часть на- уки управления — теория, или система обобщенного знания, которая существует на уровне отдельного человека (руководи­теля, специалиста) и называется эмпирической теорией, а так­же на уровне значительно больших обобщений (макротеория). Необходимой частью управления как науки являются методи­ки, представляющие собой инструменты получения научных знаний, научной информации (исследовательские методики); помогающие решать конкретные практические проблемы (де­ловые методики); используемые в консультативной деятельно­сти (диагностические методики). Применяются также комплек­сные методики для решения определенных проблем.

Перейти на страницу: 1 2

 

Сбор информации

После того как определены объект и предмет социологического исследования, установлены те их стороны и черты, которые требуют особого внимания.

Лучшие статьи

Личные интервью
Интервью проводятся в различные дни недели и время суток, а в случае, если никого нет дома или респондент оказался занят, интервьюер наносит повторный визит в выбранную квартиру.
Читать полностью...

Статистика абортов
Статистика абортов всегда была под запретом. Число абортов на тысячу женщин детородного возраста составляет в России 83.
Читать полностью...

Молодёжная субкультура
Под культурой понимаются убеждения, ценности и выразительные средства, которые являются общими для определённой группы людей.
Читать полностью...