Выявление факторов определяющих
уровень жизни в перспективе
В России за прошедшие 15 лет так и не была разработана стратегия регионального развития, вместо этого существовали многочисленные целевые федеральные программы, на которые распылялись средства, эти программы плохо финансировались и выполнялись. В последние годы их число было резко сокращено, сохранились программы для самых геополитически проблемных территорий - Юга, Дальнего Востока и Калининградской области, но качество их выполнения изменилось мало. Региональная политика фактически заменена растущим перераспределением финансовых ресурсов, реформы диктуются сверху, а имеющийся опыт решения социальных проблем в продвинутых регионах не привлекает внимания. При такой политике возрастают риски управления и неэффективность использования федеральных и региональных ресурсов. В стране пока не найдено оптимальное сочетание политики поддержки слабых территорий и содействия развитию регионов - «локомотивов» экономического роста.
Перспективные сценарии развития регионов могут быть рассмотрены только на качественном уровне, их выбор не так велик.
Сохранение системы масштабного перераспределения. В краткосрочной перспективе эта политика позволяет улучшить социально-экономические показатели уровня жизни в слаборазвитых регионах, особенно индикаторы крайней бедности и неравенства по доходу. Но в более длительной перспективе она приведет к увеличению затрат пру снижающемся эффекте выравнивания стимулированию иждивенчества слабых регионов и росту числа регионов, нуждающихся в поддержке. Это тупиковый путь развития без создания собственных механизмов роста в отстающих регионах . Кроме того, при растущих масштабах перераспределения будут накапливаться нерешенные социальные проблемы в более развитых регионах страны, особенно северных и восточных.
Политика административно-территориальных преобразований (укрупнение, создание новых уровней управления для решения задач социально-экономического выравнивания). При внешней простоте этот механизм дает искусственный эффект выравнивания. Диапазон региональных различий индикаторов ЦРТ, несомненно, уменьшится, но диспропорции социально-экономического развития будут «спрятаны» внутри укрупненных регионов. Реальный эффект выравнивания вряд ли будет достигнут, потому что центропериферийное неравенство в Росси воспроизводится на разных уровнях, финансовые и человеческие ресурсы будут стягиваться в сократившееся число центров и внутренняя поляризация неизбежно вырастет. Кроме того, перестройка управления сложившихся территориальных систем создаст дополнительные проблемы. Данный механизм может быть приемлемым только в случае слияния с «материнскими» регионами слаборазвитых автономных округов с малочисленным населением, не имеющих ресурсов для самостоятельного развития. Но и для них должны быть предусмотрены меры поддержки коренного населения в сфере занятости, образования, здравоохранения и национальной культуры, а это весьма затратная политика, на которую может не хватить средств тех регионов, к которым присоединяются слаборазвитые автономные округа. Без финансовой помощи федерального центра объединение может привести к нарастанию проблем развития в укрупненных регионах.
Опора на «точки роста», естественно складывающие в стране - наиболее эффективная в долгосрочной перспективе региональная политика, которую проводят все страны догоняющего развития. На первых порах она неизбежно ведет к росту регионального неравенства, но затем начинается пространственная диффузия позитивных социально-экономических изменений в прилегающие территории, которую можно активно стимулировать с помощью региональной политики. При этом необходимая поддержка слаборазвитых регионов сохраняется, но усиливается ее связь с результативностью политики региональных властей. Для этих целей применяется система социально-экономического мониторинга.