Гипотеза в социологическом исследовании
— она должна быть простой и не содержать условий и оговорок, затемняющих ее смысл;
— она должна в своей формулировке содержать указание на способ ее проверки.
Окончание процесса формулировки гипотез дает исследователю возможность разработки инструментария, т.е. перехода от теоретических конструкций к эмпирическим показателям, которые выражаются в вопросах анкеты, интервью и т.д. Эти показатели должны быть доступны наблюдению и измерению и отражают различные социально-психологические характеристики объекта.
В момент разработки гипотез социолог переходит от теории к конкретному измеряемому уровню, представляющему социальный предмет (индивида, группу и т.д.). Каким бы точным не было измерение, оно, как правило, относится к какой-либо одной стороне объекта, которая всегда значительно беднее его самого как целостности.
В результате разработки системы показателей (индикаторов) социолог составляет задание для подготовки конкретных методик (инструментария). Здесь возникают новые проблемы, среди которых основной становится проблема отражения показателей в инструментарии — вопросах анкеты, интервью и т.д. Для того чтобы разрешить эту проблему, необходимо составить список показателей, которые целесообразно отобразить в анкете.
В используемом нами примере о влиянии семьи на преступное поведение несовершеннолетних подростков можно выделить следующие показатели:
— уровень конфликтов в семье,
— характер конфликтов между родителями и детьми и т.д. Завершить этот список должна группа показателей, относящихся к социально-демографическому блоку, т.е. характеризующих пол, возраст, социальный статус супругов и др. На основе этих данных разрабатываются анкеты, при помощи которых собирается необходимая эмпирическая информация об изучаемых объектах. Параллельно с инструментарием разрабатывается план выборки и другие вспомогательные документы, в том числе инструкции по проведению социологического (полевого) исследования.
Перейти на страницу:
1 2 3