Профессиональный портрет социального работника в трудовой
деятельности
Как показывает зарубежный опыт, от социального работника ожидается очень много. В соответствии со «Стандартами классификации практической социальной работы в США» ему необходимо иметь представление о:
- теории и методике работы с отдельным клиентом и их группой;
- ресурсах и услугах, предоставляемых обществом (общиной);
- программах и целях социальных служб, как в штате, так и на федеральном уровне;
- организации местной инфраструктуры и развитии служб здравоохранения и социального обеспечения;
- основах социально-экономической и политической теории;
- расовых, этнических и других культурных группах в обществе (их морально-нравственных ценностях, жизненных укладах и вытекающих отсюда проблемах);
- результатах профессиональных и научных исследований, которые можно использовать в практической работе;
- концепциях и методах социального планирования;
- теории и практике проведения наблюдений, в частности, за практической социальной работой;
- теории и практике управления персоналом;
- социальных, психологических, статистических исследовательских методах и методиках;
- теории и концепции управления службами социальной защиты населения;
- факторах окружающей среды и общества, влияющих на клиента;
- теориях и методах психосоциальной оценки различных видов и форм вмешательства со стороны социальных служб, а также дифференциальном диагнозе состояния клиента;
-теории и практике организационных и социальных систем и методов поощрения улучшения их работы;
- теории и методах адвокатской практики;
- этических стандартах и практике профессиональной социальной. работы;
- теории и методах преподавания и обучения;
- тенденциях в проводимой политике социальной защиты населения;
- законах и постановлениях на местном, федеральном уровнях, а также на уровне штатов, влияющих на различные виды социальных услуг. [9; 18]
«В Финляндии социальный работник обязан проводить в жизнь
следующие принципиальные установки.
1. Быть корректным.
2. Помогать клиенту избавиться от комплекса неполноценности.
3. Обеспечивать свободу выбора.
4. Конфиденциальность.
5. Превентивный характер.
6. Поощрение самостоятельности.
Социальные работники заняты разными видами деятельности при исполнении своих профессиональных функций. Их работа характеризуется
тремя подходами при решении проблемы:
• воспитательный подход - выступает в роли учителя, консультанта,
эксперта. Социальный работник дает советы, обучает умению, моделированию и демонстрации правильного поведения, устанавливает обратную связь, применяет ролевые игры, как метод обучения;
• фасилитативный подход - осуществляет роль помощника, сторонника или посредника в преодолении апатии или дезорганизации личности, когда ей это сделать самой трудно. Деятельность социального работника при таком подходе нацелена на интерпретацию поведения, обсуждение альтернативных направлений деятельности и действий, объяснение ситуаций, подбадривания и нацеливания на мобилизацию внутренних ресурсов;
- адвокативный подход применяется тогда, когда социальный работник выполняет ролевые функции адвоката от имени конкретного клиента или группы клиентов, а также помощника тех людей, которые выступают в роли адвоката от своего собственного имени, такого рода деятельность включает в себя помощь отдельным людям в выдвижении усиленной аргументации, подборе документально обоснованных обвинений.
Исследования российских ученых, а также практика позволили выделить несколько групп умений для специалиста по социальной работе. Среди них выделим несколько групп.
Когнитивные умения. Квалифицированный социальный работник должен уметь:
• анализировать и оценивать опыт, как свой, так и других;
• анализировать и выявить проблемы и концепции;
• применять на практике свои знания и понимание проблем;
• применять на практике исследовательские находки.
Коммуникативные умения.
Квалифицированный социальный работник
должен быть в состоянии:
• создавать и поддерживать рабочую обстановку и атмосферу;
• выявлять и преодолевать негативные чувства, которые влияют на людей и на него самого;
• выявлять и учитывать в работе различия личностного, национального, социального и культурно-исторического характера;
Перейти на страницу:
1 2 3 4