Методы оценки персонала
В большинстве современных организаций критерии оценки эффективности деятельности персонала меняются в соответствии с изменением характера их труда. Если раньше от них требовался лишь высокий уровень знаний, то теперь все большее значение придается их человеческим качествам, таким, как коммуникабельность и умение работать в составе команды профессионалов.
Оценка персонала осуществляется для определения соответствия работника вакантному или занимаемому рабочему месту (должности).
Грамотно проведенная оценка позволяет обоснованно
- отобрать кандидатов при приеме на работу;
- определить соответствия работников требованиям рабочего места, должности;
- оценить эффективность труда работников для установления уровня оплаты и форм стимулирования труда;
- сформировать список сотрудников для формирования кадрового резерва и планирования профессионального продвижения, карьеры;
- выявить лидерские и профессиональные качества при подборе людей на ключевые позиции в организации;
- подойти к повышению квалификации персонала и индивидуально разработать систему внутриорганизационного обучения. [4; 720]
В результате оценки открывается широкое поле деятельности как для руководителя организации, так и для начальника отдела кадров.
Оценка персонала состоит из трех этапов:
1. Разработка методики и выбор метода оценки персонала;
2. Организация и проведение оценки в организации (в подразделениях, отделениях и т.п.);
3. Использование результатов оценки в работе с персоналом.
Существует множество методов оценки персонала, наиболее распространенные приведены в таблице 1. [4; 720]
Таблица 1
Название метода |
Краткое описание метода |
Результат |
Историковедческий (биографический)
|
Анализ кадровых данных, листок по учету кадров, личные заявления, автобиография, документы об образовании, характеристика |
Заключение о семье, образовании, карьере, чертах характера |
Интервьюирование (собеседование) |
Беседа с работником в режиме «вопрос- ответ» по заранее составленной или произвольной схеме для получения дополнительных данных о работнике |
Вопросник с ответами |
Анкетирование (самооценка) |
Опрос человека с помощью специальной анкеты для самооценки качеств личности и их последующего анализа |
Анкета |
Социологический опрос |
Анкетный опрос работников разных категорий, хорошо знающих оцениваемого человека (руководители, коллеги, подчиненные) |
Анкета социологической оценки |
Наблюдение |
Наблюдение за оцениваемым работником в неформальной (на отдыхе, в быту) и в рабочей обстановках методами моментальных наблюдений и фотографий рабочего дня |
Отчет о наблюдении |
Тестирование |
Определение профессиональных знаний и умений, способностей, мотивов, психологии личности с помощью специальных тестов с последующей их расшифровкой с помощью «ключей» |
Психологический портрет |
Экспертная оценка |
Определение совокупности и получение экспертных оценок идеального и реального работника |
Модель рабочего места |
Критический инцидент |
Создание критической ситуации и поведение человека в процессе ее разрешения (конфликт, принятие сложного решения, поведение в беде, отношение к алкоголю, женщинам и т.д.) |
Отчет об инциденте и поведении человека |
Перейти на страницу:
1 2 3