Социальная политика Российской
Федерации. Итоги реформирования
российского общества
Одно из отличий России от многих других государств состоит в том, что за последние столетия она пережила ряд реформ. В обозримом историческом прошлом наиболее радикальными из них по глубине преобразований были реформы Петра I и Александра II, а также уникальный социальный эксперимент большевиков во главе с В.И. Лениным. Не проводя между этими историческими поворотами прямой аналогии, можно, тем не менее, сказать, что общей чертой их была коренная ломка прежних экономических, административно-политических и ментальных устоев российского общества, имевшая всякий раз долгосрочные последствия.
В последнее десятилетие теперь уже прошлого века в нашей стране происходила новая глубокая трансформация социально-экономических, политических и духовных отношений. Исторический ранг этой трансформации пока не вполне ясен. Однако уже очевидно, что она существенно повлияла на судьбу нынешних поколений и наверняка сыграет немалую роль в будущем российского общества.
В связи со сказанным немаловажное значение имеет анализ фактических результатов происходящих преобразований. Причем не только экономических трансформаций, которые постоянно находится в центре общественного внимания, но и социальных последствий реформ. Речь идет об изменениях социальных качеств людей, в том числе их сознания, экономического поведения, социальных притязаний, гражданских и политических позиций и т.д.
Трудность такого анализа состоит не в недостатке фактического материала, а в том, в какой именно системе исторических и иных координат его осуществлять, какие критерии и показатели избрать для получения более или менее объективной оценки.
Обратимся еще раз к российской истории. Одной из главных идей петровских реформ, как представляется, была идея раскрепощения социальных ресурсов развития России. Реализуя свои амбициозные замыслы, Петр I уделял особое внимание разрушению прежних перегородок между социальными сословиями, не жалел казенных средств на создание заводов, поощрял развитие ремесел и торговли, насаждал систему образования. При нем была учреждена Академия наук, открыт ряд учебных заведений, учителя получили от государства большее денежное содержание, чем чиновники. По его указу дворянские и купеческие дети обязаны были осваивать письменность, геометрию и географию, а наиболее одаренные из них направлялись для учебы за границу.
По прошествии почти трех веков Россия по большому счету превратилась в страну с мощным индустриальным и научным потенциалом, с образованным населением и вполне квалифицированной рабочей силой. Тем не менее, нашей стране предстоит решать по сути дела задачу, аналогичную той, которая решалась в ходе петровских времен. Задачу ее вывода из исторического тупика. И хотя сейчас качественно иные условия, ее решение возможно только на пути раскрепощения и всемерного стимулирования так называемого человеческого фактора, творческого потенциала людей. Именно этот подход был заявлен в первые годы горбачевской перестройки, декларирован вначале 90-х годов, в силу чего курс на реформирование экономического уклада и политических отношений поддержало подавляющее большинство наших граждан.
Каковы же результаты 10-летних преобразований? Характеризуя их, можно попытаться определить баланс положительных и отрицательных изменений за 90-е годы. Однако в этом случае придется сравнивать разнородные и разнонаправленные процессы, что весьма затруднительно с научной точки зрения. Как сравнивать, например, изменения в области политических прав и свобод граждан с социальными изменениями, возможности для проявления экономической активности людей с проблемами на рынке труда и т.д.? Какие критерии при этом применять? Скажем, применение экономических критериев оценки дает один баланс положительных и отрицательных изменений, применение политических критериев – совсем другой, этических – третий и т.д. Поэтому в анализе хода и результатов реформ, видимо, логичнее сконцентрировать внимание на общих тенденциях социальной динамики, проявление которых позволяет судить о том, реализуются или нет ключевые цели реформирования российского общества.
Перейти на страницу:
1 2 3