Социальная политика Российской
Федерации. Итоги реформирования
российского общества
При таком подходе следует, констатировать, во-первых, что на рубеже 80-х – 90-х годов наше общество как бы пробудилось от спячки и обратилось к поиску выхода из тупика прежнего экономического и политического устройства. Тот факт, что псевдосоциалистический вариант развития исчерпал себя, было понятно и политическому руководству советского режима власти, и населению. Не случайно инициированные сверху идеи перестройки, обновления социализма, гласности и другие были податливо и даже с энтузиазмом восприняты общественным мнением. На этот счет довольно много свидетельств. В их числе данные, полученные посредством социологических исследований, проведенных во второй половины 80-х и начале 90-х годов.
Теперь былой энтузиазм иссяк, надежды на социально-экономические изменения в лучшую сторону у большинства людей померкли. Это обусловлено тем, что демонтаж «реального социализма» в социальном, нравственном и ряде иных отношений породил много проблем. Народ на годы лишился постепенного, но вполне ощутимого повышения жизненного уровня, важных социальных гарантий. Состояние депрессии у многих вызывает вынужденный отказ от привычных социальных и нравственных ценностей. Все это четко фиксируется материалами социологических исследований. Однако идея реставрации социализма в прежней форме претит основной массе опрашиваемых людей.
Аргументом для последнего вывода служит не столько сравнение баланса положительных и отрицательных воспоминаний людей о прошлом с их оценками сегодняшней российской действительности, сколько то, что в общественном сознании сохраняют доминирующее значение установки на развитие частного предпринимательства, на формирование правового государства и утверждение подлинных гражданских свобод. При всей неоднозначности толкования этих понятий их ценностное восприятие в российском обществе едва ли можно истолковать как стремление к возврату в советское прошлое. Даже наиболее болезненные для народа обвал цен в 1992 г. и финансовый кризис после августа 1998 г., обнажившие негодность экономической политики, не отвратили основную массу населения от идеи перехода к рыночной экономике как таковой.
Отмечая субъективную предрасположенность российского населения к движению вперед по пути социально-экономических преобразований, следует подчеркнуть и другое. То, что реальная практика реформ чаще угнетала и сковывала, чем раскрепощала человеческие ресурсы подъема производства, социального обновления и духовного развития. И проблема заключена не только в тяжелом социальном бремени, которое вынужден нести народ. За 10 лет в стране не преодолены многие прежние противоречия и появились новые, тормозящих переход к эффективной экономике, социальному государству и подлинно демократическому устройству политической системы общества. Это предопределяет отчуждение общества от реальной политики реформ, в силу чего ее социальную базу составляет лишь небольшая часть общества, а не массы людей.
В этом убеждают обширные материалы социологического мониторинга массового сознания по злободневным вопросам функционирования экономической, социальной, политической и духовной сферы общественной жизни. Обратимся к некоторым данным, характеризующим общие оценки периода реформ.
Таблица 1
Оценки периода экономических реформ, осуществляемых с 1992г.
В процентах от количества опрошенного населения
Варианты ответов |
Февраль2001 г. |
Октябрь
2000 г. |
Март
1999 г. |
Июль
1998 г. |
Как трудный, но необходимый этап на пути к развитию общества |
18,0 |
18,1 |
3,9 |
3,7 |
Как период поиска с успехами и неизбежными ошибками |
18,6 |
17,8 |
15,2 |
15,0 |
Как период временного, но поправимого кризиса |
16,1 |
19,9 |
17,3 |
16,7 |
Как период неоправданных потрясений и трагедий |
40,8 |
34,9 |
53,4 |
49,8 |
Затруднились ответить |
6,5 |
9,3 |
10,2 |
14,8 |
Перейти на страницу:
1 2 3