Процессы дифференциации доходов
населения и их государственное регулирование. Социальные процессы в период начала реформ
В конце 1991 - начале 1992 года перед российским правительством, приступившим к проведению радикальных реформ, стояла проблема выбора парадигмы включения социальной политики в экономическую стратегию. Концепция реформы изначально исходила из необходимости повышения эффективности функционирования хозяйственной системы. При этом социальная сфера рассматривалась в качестве элемента общей экономической стратегии. Степень свободы экономического манёвра по существу была ограничена лишь опасностью социальных кризисов, обойти которые стремились, впрочем, не с помощью решения социальных проблем, а путём наращивания карательного аппарата государства. Развитие социальной сферы после прихода реформаторов к власти даже не называлось в качестве явной цели реформы, несмотря на многочисленные декларации о «социально-ориентированной экономике».
Недостаточность, а точнее, практически отсутствие социальной защиты населения в годы перестройки объясняется в первую очередь недальновидностью политики правительств-реформаторов.
Одним из её «достижений» стал крупномасштабный скачок инфляции. Следствием так называемой политики «ускорения», проводившейся с приходом М.С.Горбачёва к власти, явилось вбрасывание в экономику не обеспеченных продукцией денег в виде зарплаты за существующее лишь на бумаге увеличение объёмов производства. Планирование фонда заработной платы в процентах к объёму производства в рублях привело к резкому опережению спроса над предложением. Отсюда: «полупустые прилавки и полные холодильники».
Результатом принятия в 1988 году Закона о Госпредприятии стало начало криминального растаскивания госсобственности, а так же вбрасывание до того безналичных денег для расчётов между предприятиями на рынок потребительских товаров, окончательно опустошив полки магазинов и наполнив рынки «чёрные». Скачок инфляции был подготовлен, и в 1991 году правительство Гайдара, либерализовав цены, поставило их на путь невиданных темпов роста. Рост заработной платы, социальных выплат значительно отставал от этих темпов.
Не меньшим «достижением» реформ было невиданных масштабов падение производства (см. табл.7), повлекшее за собой в социальном плане:
Табл.7. ВВП в Млрд. долларов США.
|
1987 |
1988 |
1989 |
1990 |
1991 |
1992 |
1993 |
1994 |
1995 |
1996 |
Итого |
ВВП |
965 |
1007 |
1022 |
991 |
941 |
805 |
735 |
641 |
615 |
585 |
-380 |
· безработицу, в том числе скрытую;
· снижение реальных доходов населения;
· значительное сокращение госбюджета и, как следствие, уменьшение деятельности государства в социальной сфере (см. табл.8).
Табл.8. Расходы Государственного бюджета России.
|
1990 |
1993 |
1995 |
Всего, млрд. руб. |
151,0 |
57674,0 |
487400,0 |
На соц-культурные мероприятия, млрд. руб. |
65,2 |
14336,6 |
126900 |
(Следует отметить сокращение доли социальных расходов в бюджете с 43% в 1990 году до 26% в 1995 году. Фактически же в 1995 году эта статья расходов исполнена лишь на 59,2% от утверждённого (это самый низкий процент исполнения за этот год)).
Нельзя не указать на роль в снижении социальной защищённости населения определённой экономической политики государства, приведшей к сокращению доли заработной платы рабочего в произведённом им продукте. Если доля зарплаты рабочего в каждом произведённом им рубле во времена социализма составляла 10 - 13% (аналогичная доля рабочего в развитых капиталистических странах - до 40%), то с приходом рынка ему осталось лишь около 11%, причём теперь он, как и его западный коллега должен оплачивать и приобретение жилья, и образование и воспитание детей, и многое другое. В результате расчётов получается, что окончательная доля российского рабочего в произведённом им рубле составляет лишь около 5,5% (его западный коллега имеет при аналогичных расчётах около 16%).
Перейти на страницу:
1 2 3 4 5