Процессы дифференциации доходов
населения и их государственное регулирование. Социальные процессы в период начала реформ
Вообще, населению в условиях либерализации предлагалось не ждать помощи от государства, а использовать свои возможности для получения дохода в институционализированной структуре его источников (см. табл.9).
Табл.9. Структура денежных доходов населения, %
|
1991 |
1995 |
Оплата труда |
59,7 |
38,8 |
Соц. Трансферты |
15,0 |
16,3 |
Доходы от собственности, предпринимательства и пр. |
24,8 |
44,9 |
В обмен на отсутствие социальной защиты предоставлялась возможность «выкручиваться» - государство закрывало глаза на часто незаконные источники доходов, что привело к криминализации экономики, коррупции во властных структурах всех уровней, резкой дифференциации населения по доходам (см. табл.10).
Табл.10. Распределение общего дохода по равночисленным группам населения России, % от общего объёма
Группы по уровню дохода |
1980 |
1990 |
1995 |
Первая (беднейшая) |
10,1 |
9,8 |
5,5 |
Вторая |
14,8 |
14,9 |
10,2 |
Третья |
18,6 |
18,8 |
15,0 |
Четвёртая |
23,1 |
23,8 |
22,4 |
Пятая (богатейшая) |
33,4 |
32,7 |
46,9 |
Характерной чертой социальной политики 1991 - 1995 годов явилось стремление государства повышением доли ресурсов, направляемых на социальные цели, компенсировать отсутствие или недостаточное проведение реформ по реорганизации социальной защиты, доставшейся в наследство от социалистической системы и совершенно не приспособленной к условиям рынка. Тем не менее уровень расходов на социальные нужды в нашей стране явно не дотягивает до соответствующего уровня стран «семёрки» (см. табл.11). Учитывая разрыв в величине ВВП с этими странами в пользу последних (в 1996 году ВВП США равнялся 6785 млрд. долларов, России - 585 млрд. долл.), можно получить отнюдь не радужную картину финансирования социальной сферы. Кроме того, происходит практическое разбазаривание и так-то скудных средств, выделяемых из госбюджета по остаточному принципу.
Табл.11. Социальные расходы в % к ВВП
|
1983 |
1994 |
Россия |
12,7 |
17,9 |
Страны «семёрки» |
|
27,1 |
Необдуманная национальная политика государства привела многих людей к социальным потрясениям (см. табл.12). Беженцы, вынужденные переселенцы - результат спровоцированного руководством страны распада СССР - практически им не защищаются.
Табл.12. Число в России семей беженцев, тыс.
1994 |
1995 |
1996 |
172 |
274 |
384 |
Разрушение единого экономического пространства, утраты традиционных рынков сбыта - немаловажный фактор существующей ныне бедственной ситуации в социальной сфере. Столь же бездумен подход к конверсии ВПК, сопровождавшейся добровольным уходом с рынка вооружений в пользу западных компаний и, соответственно, обеспечение достойного жизненного уровня западных, а не наших рабочих и служащих.
Перейти на страницу:
1 2 3 4 5