Введение
Практически вся жизнь любого общества характеризуется наличием отклонений. Отклонения, или как они называются научным термином - девиации присутствуют в каждой социальной системе. Поэтому умение выявлять причины таких отклонений, находить пути преодоления их негативных форм должно быть свойственным каждому современному человеку.
В недалеком прошлом термин “отклонение” был связан в нашем сознании только с криминальными явлениями - преступлениями, пьянством, наркоманией, проституцией и др. И это неслучайно, ибо они практически везде и всегда считаются отклонениями от существующих социальных норм. Но в этой связи возникает вопрос: только ли подобные явления можно назвать отклонениями и что представляет собой девиация?
Социальная норма находит свое воплощение (поддержку) в законах, традициях, обычаях, т.е. во всем том, что стало привычкой, прочно вошло в быт, в образ жизни большинства населения, поддерживается общественным мнением, играет роль “естественного регулятора” общественных и межличностных отношений.
Именно поэтому почти любое отклонение можно рассматривать как отклонение от социальной нормы.
Девиантное поведение значительной массы населения воплощает сегодня наиболее опасные для страны разрушительные тенденции. Однако в данной работе мы обратим свое внимание на проявления девиации в поведении лишь одной группы людей – это преподаватели ВУЗов.
Поводом для озабоченности этой темой послужило, столкновение с прецедентом жалоб студентов на унижения и недостойное поведение на лекциях со стороны отдельных преподавателей некоторых факультетов. Представим ситуацию, когда, преподаватель постоянно допускает на лекциях разного рода презрительные, язвительные, грубые, оскорбительные и запугивающие замечания в адрес студентов всех вместе и каждого в отдельности, так что посещение этих лекций вызывает страх и отвращение. Продолжение такой ситуации возможно на экзамене, когда получить отличную оценку практически невозможно никому, вопросы строятся на мелочных придирках, все пересдают по три-четыре раза, чтобы, пройдя сквозь слёзы и депрессию, вымучить наконец-то четверку. Студенты, как правило, не знают, что им делать в этой ситуации, которую они не хотят терпеть, но помощи ждать неоткуда.
Имеются ли у университетов, элиты образовательных учереждений, эффективные механизмы пресечения того, что не соответствует её элитарности. Некоторые явления, а именно: купленные липовые диссертации, взятки у абитуриентов и студентов и, наконец, возможность безнаказанного унижения личного достоинства студентов, говорят о том, что такие механизмы не действуют или слаборазвиты.
Девиантное поведение подразумевает любые поступки или действия, не соответствующие писаным или неписаным нормам. В широком смысле девиант – любой человек, сбившийся с пути или отклонившийся от нормы. К видам девиантного поведения относят алкоголизм, гомосексуализм, наркоманию, азартные игры, наркоманию, проституцию, самоубийство.
В узком понимании под девиантным поведением подразумеваются такие отклонения, которые не влекут за собой уголовной ответственности. Совокупность противоправных поступков, или преступлений, получило особое название – делинквентное поведение. Грань между деликвентным и преступным поведением находится там, где кончается сфера административной ответственности и начинается область уголовно наказуемых поступков.
В область уголовно-наказуемых действий преподавателя прежде всего можно отнести взяточничество.
В УК РБ получение взятки определяется как получение должностным лицом лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействия) входят в круг служебных полномочий должностного лица, либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе.
В случае преподавателя, это принятие подарков, денег, услуг, ценных бумаг и т.д., за положительную оценку на экзамене, при сдаче курсовой (диплома), за зачет, место в общежитии, либо при распределении.
По оценкам экспертов, размах коррупции в сфере образования достигает 30 миллиардов рублей в год. Практически каждый студент рано или поздно сталкивается с этим явлением. Эксперты считают, что для того, чтобы побороть коррупцию в образовании, государство должно перестать вынуждать преподавателей брать взятки, то есть - начать им платить по-человечески. Систему образования надо сделать прозрачной. Особенно это касается процедуры вступительных экзаменов, тут важен общественный контроль. Необходим неформальный контроль и за качеством образования.