Устранение духовно-нравственной пустоты или меры воздействия
на современную молодежь.
Важно то, что правовое просвещение в нынешних условиях не может всецело опираться на старые рекомендации. Необходимы новые организационные формы обучения населения, и особенно несовершеннолетних, праву; необходимо выделение актуальной для нашего времени правовой информации как предмета пропаганды; требуются исследования особенностей правосознания различных слоев общества, новых видов и проявлений деформаций правосознания, их связи с противоправным поведением.
Воспитание вообще призвано обеспечить передачу новым поколениям общественно-исторического опыта предшественников. В этом процессе правовое воспитание занимает самостоятельное место, ибо оно связано с формированием специфической части сознания личности. Общественный правовой опыт учит уважительному отношению к праву, соотнесению поступков с его требованиями. правильному поведению. А это главная цель любого другого воспитания — нравственного, эстетического и др.
Использование различных понятий — воспитание, просвещение, пропаганда — отражает специфику методов доведения правовой информации до различных слоев населения, но цель этой деятельности остается общей — воздействие на взгляды, убеждения и поведение человека.
С точки зрения задач правового воспитания в настоящее время особую актуальность приобретает содержательная сторона правового сознания. Именно с пониманием содержательной стороны правосознания связаны ожидания в наведении правопорядка и воздействия на преступность, особенно на ее наиболее уязвимую часть, связанную с подростковой и молодежной делинквентностью.17
Именно поэтому в программе правового воспитания несовершеннолетних первое место должно занимать разъяснение социальной ценности права вообще и роли права в жизни каждого отдельного человека в частности. Основными принципами правового воспитания, определяющими его содержательную часть, должны стать принципы законности, гуманизма и социальной справедливости, равноправия граждан, неразрывной связи прав и обязанностей, сочетания убеждения и принуждения, индивидуальной ответственности за проступок.
Другим аспектом формирования правосознания несовершеннолетних должна стать правовая пропаганда. Опираясь на усвоение массами правовых идей и опыта, правовая пропаганда организует поведение людей в соответствии с принципами демократии и законности.
Уважение к праву, морали, нравственности и правилам общежития должно воспитываться в каждом человеке с детства. Именно с детских лет ребенок должен знать, что общество, предоставляя определенные право, требует выполнения обязанностей и запретов, а также понимания их назначения.
Главным становится вопрос, каким образом сформировать заданную направленность поведения несовершеннолетнего. Воздействие правовой пропаганды на подрастающее поколение должно дополняться правовой пропагандой, адресованной совершеннолетним лицам.
Воздействуя на родителей, следует привлекать их внимание к воспитанию должного правосознания у своих детей. Правовая осведомленность родителей различна в зависимости от возрастных, профессиональных и иных социально-демографических особенностей личности. Необходимо достижение хотя бы минимума представлений о праве каждым родителем. Это даст ему возможность передать свои знания несовершеннолетним детям. Знание родителями только норм морали, нравственности, обычаев и традиций может не обеспечить необходимого воспитания подрастающего поколения. Однако знание правовых норм и принципов только тогда эффективно выполняет свою регулятивную функцию в поведении личности, когда сочетается в правосознании с позитивным отношением к этим нормам и принципам, желанием и устойчивой психологической готовностью к их соблюдению.
Перейти на страницу:
1 2 3 4 5 6 7