6. Методологический аппарат дипломной работы как отражение
логики исследования.
Наиболее важным, ответственным и достаточно трудоемким этапом выполнения дипломной работы является первый, установочный этап. Именно он задает общие стратегические ориентиры исследования и ожидаемые результаты.
Этап начинается с выбора темы дипломной работы и заканчивается определением методов, т.е. конкретных способов проведения исследования. Тема и методы исследования- это начальное и конечное звено, на основе которых осуществляется поиск. Кроме них, определяются проблема, объект и предмет, цель и задачи, а также гипотеза исследования
. Перечисленные элементы образуют методологический аппарат исследования, который регулирует как процесс исследования, так и оформление полученных результатов.
Выбор темы определяется объективными (актуальность, новизна, проблемность, перспективность разработки) и субъективными (индивидуальные особенности выпускника, уровень и качество образованности, взаимоотношения с преподавателем) факторами.
Определение проблемы исследования
- достаточно сложная задача. В широком понимании проблема означает объективное затруднение, противоречие, которое возникает в науке и практике. В научном исследовании сущность проблемы составляет противоречие между фактами и их теоретическим осмыслением. В дипломной работе проблема, как правило, также выражает основное противоречие, которое будет разрешаться автором в ходе исследования. Как правило, если мы можем четко сформулировать проблему, то недалеки от ее решения.
Стратегия выпускной квалификационной работы по социальной работе заключается в изучении человека, его целостности, мира, индивидуальности и универсальности. Эффективность социальной работы зависит от осмысления сущности жизнедеятельности человека, ее изменений под воздействием экономических, социально-психологических факторов.
Объект и предмет
— основополагающие категории развития теории социальной работы. Так, в словаре-справочнике по социальной работе отмечено: «Объектом исследования социальной работы является процесс связей, взаимодействий, способов и средств регуляции поведения социальных групп и личностей в обществе
. Предметом социальной работы как самостоятельной науки являются закономерности, обусловливающие характер и направленность развития социальных процессов в обществе».
Границы объекта и предмета теории социальной работы связываются с понятиями «социальное взаимодействие», «социальные и межличностные отношения», «социальные изменения», «социальная динамика» и «социальная структура». Предметная сущность социальной работы, несмотря на многообразие теоретических подходов, характеризуется таким общим понятием, как «социальность», которое выражает многообразные способы и формы сосуществования и взаимодействия в обществе как системе целостных социальных субъектов.
Существует множество определений объекта и предмета социальной работы. Они во многом сходны в том, что в современных условиях социальная работа выходит за границы практической социальной помощи и все более становится фундаментальным теоретическим знанием о человеке в системе социальных отношений и взаимодействий, о способах улучшения его социального бытия и социального самочувствия.
Понятие предмет исследования значительно уже и конкретнее объекта. В предмет включаются только те элементы, связи, отношения внутри объекта, которые непосредственно будут изучаться в ВКР. Один и тот же объект может изучаться с разных позиций, что и определяет предмет исследования.
Таким образом, объект и предмет связаны как целое и часть. Предмет указывает, какая сторона объекта будет исследоваться автором ВКР. Так же как и проблема, объект и предмет исследования первоначально формулируются совместно с руководителем.
Перейти на страницу:
1 2 3 4