1.4.2 Проблема обеспеченности жильем
современной семьи
Еще Ф.Энгельс утверждал, что самым лучшим мерилом удовлетворения потребностей людей служат показатели удовлетворенности в жилье [36; C. 8].
Одним из основных показателей жизненного уровня, имеющим большое социальное значение и оказывающим непосредственное воздействие на жизнь семьи, является именно обеспеченность жильем и возможность его содержания и приобретения.
Семейные конфликты, неурядицы, как правило, развиваются на почве неустроенности и проблемы с жильем. Так, неокрепшая молодая семья вынуждена жить с родителями на узком жилищном пространстве, что ограничивает возможности выработки своих принципов и интересов, что в свою очередь подрывает семейную связь.
В середине 90-х годов 20 века обеспеченность жильем в России оставалась низкой как с точки зрения потребности населения в нем, так и по сравнению с международными стандартами. На начало 1996 года среднедушевая обеспеченность населения жильем составила 18,1 кв. м. общей площади, что приближается по метражу к международному стандарту начала 60-х годов 20 столетия [37; С. 133].
По данным Госстроя России на конец 2003 года, из всего так называемого «воспроизводимого недвижимого имущества страны» (то есть всех строений), доля жилья составляет более трети. В количественном выражении это 2.8 млрд. кв. метров общей площади. Квартир в России 56 млн. [36; С. 34].
На каждого гражданина России приходится около 19,7 кв. метров жилья (16,4 кв. метров в 1990 году). Наиболее обеспечены жильем москвичи, жители Белгородской, Курской, Волгоградской, Ленинградской, Новгородской и Тверской областей, а меньше всего квадратных метров на человека приходится в республиках Ингушетия, Тыва, Калмыкия, Бурятия и Алтай [36, С. 34].
Для сравнения, в Норвегии в среднем на одного жителя приходится 74 кв. метра общей площади, в США - 65, в Швеции - 43, во Франции - 36, в Японии - 31.
Все большей и большей проблемой становится естественное старение и выбытие жилищного фонда. Объем ветхого и аварийного жилищного фонда к началу 2002 года достиг 87,8 млн. кв. метров (3,2 % от общего объема), а темпы физического выбытия жилищного фонда в последние годы превышают 10 % в год, или до 1/3 объема вводимого жилья [36; С. 34].
В неблагоустроенных квартирах в России проживают 40 млн. человек [36; C. 73]. Россиянам еще далеко до международных нормативов обеспеченности жильем тридцатилетней давности, а тем более - до современных нормативов (см. рисунок 4).
Рисунок 4.- Общая площадь жилья на душу населения в некоторых странах в 2002 г.
Исходя из современных цен на рынке жилья, россиянам предстоит выплачивать за квартиру несколько десятков лет, т.е. расплачиваться за нее 2 - 3 поколениям домохозяйства. В то же время за рубежом на право владения жильем в рассрочку требуется максимум 10 - 15 лет. Вполне очевидно, что решение жилищной проблемы через рыночные отношения в современных условиях оплаты труда и доходов недоступно абсолютному числу россиян, за исключением 5 - 10 % высокодоходных семей. Платежеспособный спрос большинства населения не в состоянии обеспечивать приобретение новых и бывших в эксплуатации квартир.
Многие воспринимают ипотеку как панацею от жилищных бед [42; С. 42]. Становление ипотеки в России проходит через постепенную замену бюджетного подхода к организации системы ипотечного кредитования рыночно ориентированным. Причем этот процесс происходит как через внедрение рыночных элементов в бюджетные схемы, так и через создание новых рыночных схем, приближающихся к формам классической ипотеки. Недаром в развитых странах мира предоставление жилья в кредит является одним из видов экономической деятельности, приносящего доход бизнеса.
Социальная ипотека ориентирована на малоимущих граждан. Программы, разрабатываемые в рамках социальной ипотеки, направлены на оказание социально незащищенным гражданам государственной поддержки в улучшении жилищных условий за счет средств в пределах установленных социальных норм.
Коммерческая ипотека призвана решать проблемы граждан, имеющих достаточный размер доходов для выполнения обязательств по ипотечному кредитованию, которое осуществляется без участия государства.
Разделение программ социальной и коммерческой ипотеки все чаще происходит и на законодательном уровне. Оно нашло отражение и в федеральной целевой программе «Жилище», и в Концепции развития системы ипотечного жилищного кредитования, и в проектах законов, подготавливаемых к принятию [42; С. 45].