2.1. Цели
и принципы государственной семейной политики
Семейная политика - это деятельность государства и других субъектов этой политики, направленная на укрепление семьи и обеспечение нормальной реализации ее специфических функций [28; С. 58].
Одной из основных стратегических задач семейной политики является создание необходимых условий для реализации семьей ее экономической, воспроизводственной, воспитательной и культурно - психологической функций, повышение уровня жизни семей. В этой связи Концепцией демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года, одобренной распоряжением Правительства РФ от 24.09.2001 г. № 1270-р, предусмотрено всестороннее укрепление института семьи как формы гармоничной жизнедеятельности личности, обеспечение адресной социальной защиты семьи и создание предпосылок для повышения рождаемости, исходя из таких приоритетов, как:
а) повышение материального благосостояния, уровня и качества жизни семьи;
б) повышение воспитательного потенциала семьи;
в) создание социально - экономических условий, благоприятных для рождения, содержания и воспитания нескольких детей, включая условия для самореализации молодежи, в том числе получения общего и профессионального образования, работа с достойной заработной платой, а также возможность обеспечить семью жилищными условиями;
г) обеспечение работникам, имеющим детей условий, благоприятствующих сочетанию трудовой деятельности и выполнения семейных обязанностей.
В этих целях предусмотрено реализовать первоочередные меры в области поддержки семьи, детей и молодежи [14; С. 57], в том числе:
- совершенствование системы государственных социальных гарантий поддержки благосостояния семей с детьми;
- государственное стимулирование малого, в том числе семейного, предпринимательства, различных форм самозанятости. Введение долгосрочного льготного потребительского кредитования молодых семей и семей, имеющих несовершеннолетних детей;
- развитие новых форм социальных технологий поддержки семьи, детей и молодежи, расширение перечня оказываемых ими социальных, в том числе консультативных и психотерапевтических услуг по выходу из кризисных ситуаций, социально-психологической адаптации к новым условиям;
- стимулирование развития видов добровольного страхования, особенно детей и молодежи, направленных на создание дополнительных возможностей поддержки семьи на ответственных этапах ее жизненного цикла; реализация мер по обеспечению устойчивости и надежности страховых систем в выполнении страховых обязательств;
- увеличение в федеральном бюджете целевых расходов на мероприятия по социальной поддержке семьи, женщин и детей, обеспечение защищенности финансирования важнейших мероприятий;
- повышение эффективности использования выделяемых средств, в том числе за счет объединения ранее принятых программ в этой сфере, концентрации усилий на наиболее важных и приоритетных направлений этих программ;
- создание внебюджетного фонда поддержки материнства и детства, определение источников его финансового пополнения и основных направлений расходования;
- создание благоприятных условий для более полного использования возможностей негосударственного сектора для решения проблем улучшения положения семьи, женщин, детей и молодежи;
- закрепление норм по обеспечению жизненно важных социальных гарантий семье, женщинам, детям и молодежи в законодательных актах, регулирующих распределение полномочий органов государственной власти и взаимоотношения федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ;
- совершенствование законодательства в области защиты прав и интересов семьи, женщин, детей и молодежи.
В семейной политике заметно влияние двух теорий: одна подчеркивает роль социально-экономических факторов в развитии семьи, другая - роль конфликтов участников общественно - политического процесса. Согласно первой теории, называемой индустриализационной, изменения экономической среды (например, индустриализация, урбанизация) создают новые потребности. Социально-экономическая и демографическая среды обитания семьи являются главными движущими силами в развитии государственной семейной политики. Снижение рождаемости, рост численности малоимущих семей, тендерные вопросы заставляют органы государственной власти во всем мире расширять и реформировать систему поддержки семьи [23; С. 109]. Деятельность политических партий, общественных организаций, публикации ученых могут привлекать внимание к проблемам семьи и заставить органы государственной власти более активно действовать по поддержке семьи. Политика, по определению Э. Гидденса – «это средство, к которому власть прибегает для осуществления своих целей» [29; С. 67]. Какие цели в отношении объекта политики - семьи преследует власть в разных странах мира, какие средства использует для достижения желаемого результата [23; С. 110].
Перейти на страницу:
1 2 3