История
В связи с этим при разработке комплекса мер на федеральном и региональном уровнях по смягчению социальных последствий проводимых реформ для сферы занятости населения необходимо иметь четкое представление о вероятных источниках безработицы, которые уже существуют, и тех которые могут проявить себя в недалеком будущем.
Несмотря на развертывание информационных сетей, введение новых институтов регулирования, безработица будет постоянно действующим фактором, и ее масштабы будут существенно возрастать. Если некоторое время назад (совсем недавно) "портрет" безработного можно было представить в виде женщины старше 40 лет, имеющей высшее или среднее специальное образование, работавшей в сфере интеллектуального труда и на государственной службе, то теперь состав безработных заметно помолодел.
Пока можно говорить о переходном характере безработицы. Нынешняя безработица еще не отражает общих процессов функционирования рыночной экономики, она является результатом развала ранее существовавших институтов и структур.
И все же безработица имеет гораздо более глубокие основы, определяемые всем ходом социально-экономического развития. Она не только результат перехода к рынку труда, но и условие эффективности занятости. Безработицу нельзя сводить только к проблеме социальной защиты. Этот фактор воздействует на повышение заработной платы и престижа высокопроизводительного труда. Почему? Прежде всего, потому, что
при высвобождении рабочей силы из неэффективного производства необходимы социальная защита и
дополнительные гарантии тем, кто не в состоянии конкурировать на рынке труда. Встает вопрос о создании надежной системы социального страхования безработицы как общественного риска, за который отвечает государство в качестве главного работодателя и предприятие.
При нынешней мизерной заработной плате, экономическом хаосе и дефиците на потребительском рынке, который съедает добытую прибавку на:
рост цен содержание на предприятии излишек работников, не заинтересованных в высокой трудовой отдаче рабочих мест, сдерживает процессы структурных перемен роста эффективности трудоустройства, что непосредственно влияет на заработную плату и социальные выплаты на предприятии. Установлено, что чем больше излишек рабочей силы на предприятии, тем хуже отношение к труду, выше потери рабочего времени, ниже дисциплина. В результате каждое второе предприятие сократило свои штаты.
Либерализация цен привела к росту потребительских цен в 1992 году в 26 раз при росте доходов в 8.5 раза. Затем наступает длительная стагнация: в 1993 году цены выросли еще в 9.4 раза, а денежные доходы населения (если верить статистике) в 11 раз, что означало прирост реальных доходов населения на 13-17%, но если принять за 100% положение населения до реформы (декабрь 1991 года) то в 1993 году они выросли с 33% до 38 исходного уровня. В 1994 году цены и заработная плата росли примерно равными темпами, но с учетом доходов, не являющихся платой за труд, уровень доходов, по крайней мере, некоторых групп населения, повысился. В настоящее время реальные доходы населения более или менее стабилизировались на уровне 60-70% от дореформенных.
Проблему безработицы усугубляет еще и тот факт, что трудное материальное положение ( таблицы №1,2) толкает искать работу домохозяек, пенсионеров, учащихся.
В соответствии с уже накопленным службой занятости опытом и мнением экспертов увеличение числа безработных в РФ будет способствовать наличие следующих факторов:
1 подавление безработицы (досрочные проводы на пенсию мужчин в 58, женщин в 53);
2 частичная принудительная безработица (сокращенный рабочий день, сокращенная рабочая неделя, удлинение отпусков);
3 условная безработица (непостоянная работа);
4 временная безработица (декретный отпуск, уход за ребенком, за инвалидами детства, тяжелобольными и стариками, отпуск без сохранения содержания);
5 потенциальная безработица (в связи с выходом на инвалидность);
6 безработица в связи с высвобождением женщин из производства с вредными и опасными условиями труда;
7 безработица структурная (переориентация, закрытие, банкротство);
8 вынужденная безработица (вследствие отсутствия сырья, энергии, комплектующих приведшего к остановке предприятия);
9 безработица вследствие повышения производительности труда и его интенсификации;
10 безработица вследствие демобилизации, увольнения в запас и структурной перестройки в армии;
11 безработица членов семей военнослужащих и военных советников, возвращающихся в РФ из-за рубежа;
12 безработица в закрытых городах в связи с конверсией и городах заводах вследствие остановки предприятий;
13 первичная безработица (выпускники школ, ПТУ, техникумов, ВУЗов);
14 безработица молодежи, отчисленной из учебных заведений или прекратившей обучение по собственному желанию;
Перейти на страницу:
1 2 3 4