Безработица молодёжи – одна из острейших социально –
экономических проблем современности.
Авторы работы полагают, что успешность перехода России к рыночным отношениям во многом определяются сложившимся образом рынка, ценностью труда, установками на профессиональную деятельность российской молодежи.
Мы решили рассмотреть динамику и факторы формирования ценностных трудовых ориентаций молодежи Алтая на примере двух возрастных групп: учащихся 11-х классов и студентов старших курсов вузов города, которые и явились объектом нашего исследования. Основным методом сбора информации являлся анкетный опрос.
В ходе исследования было опрошено 300 респондентов 150 школьников и 150 студентов. В результате были получены следующие данные.
Из общего числа опрошенных профессионально определились 58 процентов школьников, 41 находятся в процессе профессионального самоопределения и лишь 1 процент выпускников 11-х классов пока не задумывались об этом. 55 процентов школьников оценило престиж выбранной профессии как очень высокий, 38 как относительно высокий и лишь незначительное число школьников выбрало будущую профессию, не пользующуюся престижем в обществе.
Самой популярной профессией среди учащихся 11-х классов является профессия юриста
. Это также свидетельствует об ориентации респондентов на социально престижные виды деятельности.
Тот факт, что значительная часть студентов оценило избранную профессиональную деятельность как средне престижную
, свидетельствуют о том, что ожидания школьников далеко не всегда оправдываются.
Основными критериями, которыми руководствуется молодое поколение при выборе профессии, являются высокая оплата труда и интерес к данному виду деятельности. Причем, для школьников материальный фактор более значим по сравнению со студентами.
Что касается роли родителей в профессиональном выборе их детей, то для 1/3 части учащихся школ совет родителей оказал решающее значение, среди студентов данный показатель ниже в 2 раза.
То обстоятельство, что профессия родителей абсолютно не повлияла на профессиональный выбор их детей (66 процентов в обеих возрастных группа), в очередной раз свидетельствует об ориентации молодежи на социально престижныевиды деятельности, которые, естественно, значительно отличаются от популярных профессий во времена молодости их родителей.
При анализе вопроса о том, с кем обсуждался выбор профессии, выяснилось, что референтную группу для молодежи в этом вопросе составляют: родители и друзья.
На вопрос "Может что-либо помешать реализовать Ваш профессиональный выбор?". 38 процентов студентов и школьников ответили утвердительно, 27 отрицательно, остальные затруднились ответить. При этом 68 процентов школьников видят опасность в неудачной сдаче экзаменов, а студенты в отсутствии рабочих мест и низкой оплате труда
.
Также отмечена зависимость ответа на данный вопрос от материального положения респондента: среди тех, чье материальное положение лучше, чем у большинства, самый высокий показатель уверенных в отсутствие чего-либо, способного помешать реализовать профессиональный выбор. Причем, следует заметить, что процент твердо уверенных в том, что выбор профессии должен быть выбором на всю жизнь, выше среди учащихся школ. Это свидетельствует, на наш взгляд, о некоторой идеализациипредставлений о будущей профессиональной деятельности, которая со временем изменяется. Что касается планов на будущее, то 90 процентов школьников планируют продолжить образование в вузе, причем для большинства учащихся школ высшее образование является возможностью получить престижную и высоко оплачиваемую работу, в то время как большинство студентов главную функцию обучения в вузе видят в повышении уровня своего образования. Так, 66 процентов студентов считают, что в вузе не дают в достаточной степени знаний и навыков, необходимых в будущей работе
. Может быть с этим связано и то, что каждый четвертый из опрошенных скорей всего не повторил бы свой выбор места учебы.
Различия между студентами и учащимися школ явно прослеживаются и при ответе на вопрос: "Какого образования достаточно, чтобы иметь хорошую работу?". Так, 72 процента школьников считают, что высшего, и 22 несколько высших, среди студентов только 45 и 19 придерживаются таких точек зрения, при этом 31 процент студентов считают, что образование не играет никакой роли. Что касается будущих планов студентов, то после окончания вуза 66 процентов планируют работать по специальности, при этом для каждого третьего реальна перспектива остаться безработным
Перейти на страницу:
1 2 3 4 5 6 7 8