Права лиц, освобожденных от наказания
в России и за рубежом.
В соответствии с ч. 1 ст. 23 Конституции РФ освобожденный, как и все граждане, имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну. С учетом этого обстоятельства, а также неограниченного права осужденных на переписку, закон в общем порядке не предусматривает обязанности администрации учреждений, исполняющих наказания, сообщать о предстоящем освобождении родственников осужденного и иных лиц, исключение сделано лишь в отношении несовершеннолетних, беременных женщин и осужденных женщин, имеющих малолетних детей (ст. 180 УИК РФ) ввиду того, что они нуждаются в особой заботе со стороны государства, а также больных осужденных, нуждающихся в постороннем уходе. При необходимости об их освобождении ставятся в известность органы опеки и попечительства, органы и учреждения Министерства здравоохранения РФ.
В первую очередь среди граждан об освобождении лиц из числа указанных выше категорий осужденных извещаются их родственники, чтобы они могли своевременно встретить освобожденных и сопроводить их к месту жительства. При отсутствии родственников в тех же целях по просьбе осужденного о его предстоящем освобождении могут быть извещены иные лица, достигшие совершеннолетия и заслуживающие доверия.
При неприбытии родственников и иных лиц, способных сопровождать освобожденного из числа больных лиц, нуждающихся в постороннем уходе, беременных женщин и женщин, имеющих малолетних детей, а также несовершеннолетних в возрасте до 16 лет, данное лицо направляется к месту жительства в сопровождении работника исправительного учреждения.
Статья 182 УИК РФ лишь в самой общей форме закрепляет права лиц, освобожденных от наказания, на определенные виды необходимой социальной помощи. Уголовно - исполнительное законодательство в этой части должно быть дополнено соответствующими федеральными законами (например, есть проект Закона РФ "О социальной адаптации освобожденных из мест лишения свободы"). Принятие подобного рода законодательных актов сдерживается прежде всего отсутствием необходимых экономических условий. Однако не вызывает сомнения, что в перспективе юридические возможности получения рассматриваемой категорией лиц должной помощи будут расширяться. Определенные предпосылки для этого заложены в действующих федеральных законах и нормативных правовых актах органов исполнительной власти.
Практика показывает, что лица, освобожденные из исправительных учреждений, предпочитают трудоустраиваться самостоятельно, без помощи государственных органов, и в большинстве случаев им это удается. Вместе с тем они вправе обращаться за содействием в органы федеральной службы занятости по месту жительства. Статья 13 Федерального закона "О занятости населения" от 19 апреля 1991 года относит лиц, освобожденных из мест лишения свободы, к числу пользующихся повышенной социально - правовой защитой. В соответствии с совместным указанием МВД РФ и Федеральной службы занятости РФ от 28 сентября 1992 года освобожденные от наказания имеют право первоочередного трудоустройства через центры занятости.
В период вынужденной безработицы гражданин, освобожденный от наказания и зарегистрировавшийся в органе федеральной службы занятости, вправе получать пособие, размер которого зависит от среднего заработка в период отбывания наказания, но не может быть меньше установленного размера минимальной заработной платы. Пособие выплачивается на условиях, предусмотренных Федеральным законом "О занятости населения".
Перейти на страницу:
1 2 3 4 5 6 7