Регулирование и стратегическое планирование социального
развития и повышения уровня жизни.
Стратегическое планирование уровня жизни в Российской Федерации осуществляется в настоящее время в форме разработки соответствующих разделов прогнозов социально-экономического развития страны, комплексных программ Правительства РФ по развитию национальной экономики, а также федеральных целевых комплексных программ, предусматривающих решение узловых проблем, способствующих повышению уровня и качества жизни населения.
В процессе разработки прогнозов уровня жизни, комплексных и локальных федеральных целевых программ используется целая система показателей, состоящая из трех групп.
В первую группу входят
синтетические показатели уровня жизни.
К ним относят:
1) показатели, характеризующие уровень удовлетворения потребностей, связанных с поддержанием жизни (коэффициенты рождаемости, смертности, естественного прироста населения в целом и его отдельных социальных групп;
2) показатели уровня удовлетворения потребностей по сохранению и защите здоровья (смертность, продолжительность жизни, заболеваемость;
3) показатели удовлетворения потребностей населения в труде (занятость экономически активного населения, продолжительность рабочей недели, уровень безработицы и ее структура, доля неквалифицированного и тяжелого труда и т.д.);
4) показатели, характеризующие удовлетворение потребностей в развитии личности российских граждан (численность населения имеющего различные уровни образования, доля времени на культурную деятельность в структуре свободного времени, доля средств расходуемых на образование и культуру в федеральном бюджете, в совокупных расходах населения);
5) показатели, характеризующие состояние окружающей среды;
6) показатели уровня и качества обеспеченности жильем (общая площадь жилья в расчете на 1 человека, число членов семьи на одно жилое помещение, федеральные стандарты социальной нормы площади жилья);
7) душевые показатели: производство ВВП, ВНП, НД; общих и конечных доходов домашних хозяйств; фактического конечного потребления домашних хозяйств материальных товаров и нематериальных услуг, расходов домашних хозяйств на конечное потребление материальных товаров, фактического конечного потребления домашними хозяйствами материальных товаров).
Во вторую группу входят натуральные показатели
,
измеряющие объемы потребления конкретных материальных благ (обеспеченность личным имуществом, потребление продуктов питания, прожиточный минимум, число перевезенных пассажиров различными видами транспорта и т.д.).
Третью группу составляют показатели, выражающие пропорции
и структуру распределения благосостояния
(распределение населения по доходным группам, показатели концентрации и дифференциации доходов и потребление и др.).
В условиях рыночного хозяйства уровень жизни населения зависит от объема доходов, получаемых им за работу по найму, от коммерческой деятельности, от собственности, от работы в семейном хозяйстве, а также социальных выплат из федерального и местного бюджетов.
Все доходы получаемые населением страны могут быть охарактеризованы следующими тремя важными категориями:
а) номинальные доходы;
б) реальные доходы;
в) реально используемые (конечные) доходы.
Под номинальными доходами
понимают ту часть ВВП, ВНП или НД на которую население имеет право в результате осуществления каких-либо видов деятельности, приносящих доход, а также причитающиеся ему доходы в форме государственных трансфертов
(пенсии, стипендии, проценты по государственному долгу), социальных трансфертов
(выплаты из фондов социального страхования), трансфертов между организациями
(одни фирмы получают дивиденды от других фирм), некоммерческих трансфертов (спонсорские отчисления). Они включают в себя совокупность денежных, натуральных и косвенных доходов населения. Таким образом, в состав номинальных доходов включаются:
а) денежные доходы,
получаемые населением от государственных, общественных, кооперативных, частных предприятий, учреждений, организаций и фермерских хозяйств (доходы, облагаемые налогами показываются в суммах до вычета налогов). Общая сумма номинальных денежных доходов населения за отчетный год определяется на основе данных бюджетных обследований, проводимых Госкомстатом России, отчетных балансов денежных доходов и расходов населения, а на перспективу — на основе укрупненных расчетов прогнозного баланса денежных доходов и расходов населения и оценок экспертов;
б) натуральные доходы,
получаемые от семейного хозяйства, фермерского хозяйства, от предприятий и организаций различных форм собственности. Они определяются по данным СНС (системы национальных счетов) отчетных и прогнозных расчетов показателей межотраслевого баланса производства и распределения продукции и услуг (отчетного и прогнозного);
Перейти на страницу:
1 2 3 4 5 6 7 8