Социология
По определению Энтони Гидденса, социология — это «изучение общественной жизни человека».

Вследствие разнообразия подходов ни одно определение социологии не является полностью удовлетворительным.

Социология общественного мнения.

Разобрав методы изучения и анализа общественного мнения, мы можем сказать, что практические аспекты изучения общественного мнения имеют огромное значение. Использования результатов общественного мнения может принести немалую пользу социологам, лидерам партий и государств и внести неоценимый вклад в процесс демократизации общественно – политической жизни (Елсуков с.439).

2.5. Общественное мнение в современной России

на примере предвыборных опросов 1993г.

К сожалению, не является секретом то, что общественным мнение постоянно манипулируют различные политические субъекты. Политики, желая добиться своих целей, выдать свои интересы за интересы широких народных масс, как правило, опираются на «своих» исследователей общественного мнения.

В России действуют более двух десятков центров изучения общественного мнения. Но на виду и на слуху миллионов телезрителей, радиослушателей, читателей массовых печатных изданий не больше шести (некоторые из них были упомянуты ранее): Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ), Фонд «Общественное мнение», Аналитический центр по общей политике Администрации Президента,

Vox

Populi

Б. Грушина, Центр А. Кисельмана (Санкт - Петербург), Институт прикладного системного анализа. Но это не значит, что другие научные центры, особенно в регионах, плохо знают проблему, некачественно её исследуют. Скорее наоборот. Но, как показывает практика, наибольший интерес средств массовой информации и политиков вызывает продукция именно названных центров. Дело в том, что эти центры охотно выполняют социальные заказы политических лидеров, а региональные подразделения, как это ни парадоксально, дают более объективную информацию, находясь в стороне от столичных политических игр и баталий. Сошлёмся на факты, являющиеся объектом внимания исследователей общественного мнения, в том числе широких теле –и рдиоаудиторий, читателей наиболее тиражных газет. Начиная с 1993 г. средства массовой информации (особенно электронные) во время подготовки к выборам в Госдуму регулярно публиковали, транслировали различные прогнозы, рейтинги популярности партий, движений их лидеров. По данным опросов накануне голосования в 1996 г. социологи отдавали пальму первенства поочерёдно то партии «Демократический выбор России», то движению «Наш дом Россия», то «Яблоку». А в итоге победу одержали коммунисты и аграрии. В чём дело? Уровень профессиональной квалификации столичных социологов стал так низок, что они не смогли подготовить точный прогноз? Нет. Мы имеем дело с обыкновенной манипуляцией общественного мнения. Рейтинги популярности лидеров строились и строятся на чрезвычайно субъективных показателях, на априорных мифологемах, а поэтому не отражают реального положения дел.

Достоверность социологической информации во многом зависит от политических воззрений учёного, его зависимости заказчика. Российская печать полна фактов, свидетельствующая о такой зависимости многих, социологических центров, особенно при опросах общественного мнения во время избирательной компании. Этим, во многом, объясняется потеря доверия к опросам и к самой социологии в обществе. «И заявления таких известных учёных, как В. А. Ядов, «что надежность исследований» не зависит от политической ориентации или участия в политических движениях, есть лишь желание сделать очевидное невероятным» (8 с.292). Таким образом, социологи пытаются скрыть реальную действительность. А урок 1993 г., по-видимому, не оказался поучительным, или российские социологи не обратили на него никакого внимания, хотя после первых многопартийных выборов в Государственную думу в декабре 1993г. они очень долго пытались понять причину своего фиаско, выдвигая всевозможные теории такого грандиозного провала. Эту проблему постарался изучить В. Э. Шляпентох, чьи работы были опубликованы в «Социологических исследованиях» в 1995г. в №9 и 10. Думаю, будет правильно обратить к этим материалам, для того, чтобы понять: «Почему же социологи не могут правильно спрогнозировать итогу голосования народных масс, если исключать возможность манипулирования общественным мнением?»

Перейти на страницу: 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13

 

Сбор информации

После того как определены объект и предмет социологического исследования, установлены те их стороны и черты, которые требуют особого внимания.

Лучшие статьи

Личные интервью
Интервью проводятся в различные дни недели и время суток, а в случае, если никого нет дома или респондент оказался занят, интервьюер наносит повторный визит в выбранную квартиру.
Читать полностью...

Статистика абортов
Статистика абортов всегда была под запретом. Число абортов на тысячу женщин детородного возраста составляет в России 83.
Читать полностью...

Молодёжная субкультура
Под культурой понимаются убеждения, ценности и выразительные средства, которые являются общими для определённой группы людей.
Читать полностью...