Общество как социокультурная система
, надличностный характер, то есть общество – это некоторая самостоятельная субстанция, которая по отношению к индивидам первична. Каждый индивид, рождаясь, составляет определенную структуру связей и отношений и в процессе социализации включается в нее.
Целостной системе присуще множество связей, взаимодействий и отношений. Наиболее характерными являются коррелятивные связи, включающие в себя координацию и субординацию элементов.
Координация –
это определенная согласованность элементов, тот особый характер их взаимной зависимости, который обеспечивает сохранение целостной системы.
Субординация –
это подчиненность и соподчиненность, указывающая на особое специфическое место, неодинаковое значение элементов в целостной системе.
Итак, общество – это целостная система с качествами, в которых нет ни одного из включенных в него элементов в отдельности.
Вследствие своих интегральных качеств социальная система приобретает определенную самостоятельность по отношению к составляющим ее элементам, относительно самостоятельный способ своего развития.
На каких принципах происходит организация элементов общества, какой характер связей устанавливается между элементами?
При ответе на эти вопросы системный подход к обществу дополняется в социологии детерминистским и функционалистским подходами.
Детерминистский подход ярче всего выражен в марксизме. С точки зрения этого учения, общество как целостная система состоит из следующих подсистем: экономической, социальной, политической и идеологической. Каждую из них можно рассматривать как систему. Чтобы отличить эти системы от собственно социальной, их называют социентальными. Во взаимоотношениях между этими системами главенствующую роль играют причинно-следственные связи,
то есть системы находятся в причинно – следственной зависимости.
В марксизме четко указывается на зависимость и обусловленность всех систем от особенностей экономической системы,
в основе которой лежит материальное производство, базирующееся на определенном характере отношений собственности. На основе детерминистского подхода в марксистской социологии получило распространение следующее определение общества.
Общество – это исторически сложившаяся относительно устойчивая система связей, взаимодействий и отношений между людьми, основывающаяся на определенном способе производства, распределения, обмена и потребления материальных и духовных благ, поддерживаемая силой политических, моральных, духовных, социальных институтов, обычаев, традиций, норм, социальных, политических институтов и организаций.
Наряду с экономическим детерминизмом существуют школы и течения в социологии, развивающие политический и культурный детерминизм.
Политический детерминизм в объяснении общественной жизни отдает приоритетное значение власти, авторитета.
Примером политического детерминизма является концепция общества американского социолога Эдварда Шилза. Он вычленяет ряд признаков, совокупность которых дает представление о том, что такое общество.
1. Социальная система является обществом только в том случае, если она не входит в качестве составной части
в более крупное общество.
2. Браки
заключаются между представителями данного объединения.
3. Оно пополняется
преимущественно за счет детей тех людей, которые уже являются признанными представителями.
4. Объединение имеет территорию
, которую считает своей собственностью.
5. Оно обладает собственной системой правления.
6. У него собственное названиеи собственная история, т. е. такая история, в которой многие ее взрослые члены видят объяснение со своим собственным прошлым.
7. У него имеется своя собственная культура.
Э. Шилз осознаёт, что многие из этих признаков могут быть отнесены к определённым социальным образованиям: племенам, государствам и т.д. И поэтому он формулирует системообразующий признак общества
Перейти на страницу:
1 2 3 4 5 6 7