Общество как социокультурная система
2. Оно должно быть целеориентированным,способным к постановке основных целей и задач и к поддержанию процесса их достижения
3. Оно должно обладать способностью к интеграции,
к включению в систему новых поколений.
4. Оно должно иметь способность к воспроизводству
структуры и снятию напряженности
в системе.
До сих пор, подходя к обществу как к системе контроля, индивид и общество рассматривались как две противостоящие друг другу сущности.
Если эту картину оставить без изменения, то складывается ошибочное представление о реальных отношениях между индивидом и обществом, словно речь идет всего лишь о толпах взнузданных и управляемых властями людей, побуждаемых к повиновению постоянным страхом того, что может случиться с ними, если они выйдут из повиновения. Однако большинству из нас ярмо общества не слишком трет шею. Почему же мы не страдаем от власти общества?
Это возможно не потому, что власть общества меньше, а потому, что она даже больше, чем мы до сих пор утверждали.
Общество детерминирует не только то, что мы делаем, но и то, что мы есть.
Социальное положение затрагивает и наше бытие, и наше поведение в обществе.
Для того чтобы объяснить этот принципиальный момент социологического подхода, рассмотрим еще три области социологических исследований – теорию ролей, социологического знания и теорию референтных групп.
Ролевая теория почти всецело является достижением американской мысли. Основоположниками ее были американские мыслители Чарльз Кули и Джордж Герберт Мид.
Обычный индивид в разных ситуациях сталкивается с весьма различными ожиданиями, в свою очередь, ситуации, продуцирующие эти ожидания, подразделяются на две определенные группы.
Студент может посещать два курса у двух разных профессоров на двух разных факультетах и столкнуться с различными вариантами ожиданий – скажем формальным и неформальным отношением между преподавателем и студентами.
Тем не менее, обе ситуации будут иметь существенное сходство между собой и с ситуациями во всех других аудиториях, занятия в которых он посещал раньше. Иначе говоря, прошлый опыт позволит ему в обоих случаях, с незначительными изменениями, играть роль студента.
Итак, роль можно определить как типичную реакцию на типичное ожидание.
Роль задает образец, показывающий, как действовать индивиду в конкретной ситуации. Разные роли в обществе, как и в театре, не в равной степени жестко требуют от актера точного следования прилагаемым инструкциям.
Среди профессиональных ролей минимально регламентируется роль мусорщика, тогда как врачам, священникам и офицерам приходится приобретать особые манеры, речевые и моторные навыки: военную выправку, елейный голос, доброе лицо у постели больного. Профессор, изображающий ум, сам начинает чувствовать себя умным. Проповедник вдруг замечает, что сам начинает верить в свои проповеди. Солдат слышит в своей душе зов Марса, надев военную форму.
Однако во многих случаях есть все основания полагать, что в сознании актеров не было абсолютно ничего, что могло бы предвосхитить выполнение ими их ролей.
Другими словами, умными становятся после назначения на преподавательскую должность, верующими – выполняя обряды, готовыми к бою – маршируя в строю.
За каждой социальной ролью закреплена определенная идентичность.
У тех профессий, которые не требуют от занимающихся ими индивидов существенно изменить себя: сборщику мусора нетрудно перейти в сторожа; сложнее священнослужителю перейти в офицеры; крайне трудно сменить роль негра на роль белого и почти невозможно – роль мужчины на роль женщины. Эта различная степень легкости смены ролей не должна скрыть от нас того факта, что даже та идентичность, которая считается неотъемлемой частью нашего «Я», приписывается обществом.