Роль женщины и мужчины в планировании семьи. Некоторые
аспекты подготовки социальной среды к рождению ребенка
Группа женщин с неопределенным отношением к беременности составляет 17,8% всей выборки. В этой группе выделяется подгруппа девушек до 20 лет с незаконченным средним или средним образованием, имеющих неудовлетворительные жилищные условия (живущих в общежитии или снимающих комнату), состоящих в гражданском браке, их профессиональная принадлежность – студентки, служащие без высшего образования, работники торговли и сферы обслуживания, безработные. Им свойственны неуверенность в себе и своих силах. Они чаще стесняются своего внешнего вида (пятен, пигментации, живота). Отсутствие постоянного кормильца и оформленного брака усиливает настроения нестабильности и неопределенности.
Вторую подгруппу составляют женщины 21-30 лет, имеющие средний и высокий уровень образования, благополучный материальный уровень, живущие в собственной квартире или снимающие квартиру или комнату. В данной подгруппе преобладают замужние женщины, домохозяйки, предпринимательницы, представители гуманитарной интеллигенции, врачи и учителя, а также женщины, рожающие второго или третьего ребенка. В качестве отрицательных моментов, сопутствующих появлению ребенка, называются: ухудшение жилищных условий, материальные затруднения, необходимость оставить любую работу, большие физические нагрузки. Таким образом, женщины с неопределенным отношением к беременности при описании отрицательных последствий для себя и своей семьи больше ориентированы на личные неудобства – такие, как риск для здоровья, потеря привычного ритма жизни, стабильности в отношениях с партнером, страх в отношении потери работы и дисквалификации.
В целом группа с неопределенным отношением к беременности характеризуется неустойчивой репродуктивной мотивацией. Наряду с мотивами рождения ребенка субъективного характера, таким как возможность, проявлять свою любовь и продолжить себя в ребенке, проявляются мотивы защитного, невротического свойства – возможность не чувствовать себя одинокой. Решение о рождении ребенка принимается при наличии желания иметь ребенка, в то же время под воздействием страха аборта и его последствий, под влиянием мужа и ближайших родственников. При определении отрицательных последствий для себя и своей семьи демонстрируют определенную зависимость от семейной и социальной ситуации, в большей степени акцентируют личные неудобства: риск для здоровья, потерю привычного ритма жизни, стабильности в отношениях с партнером, страх в отношении потери работы и дисквалификации.
Группа с положительным отношением к беременности составляет 71,5% всей выборки. В этой группе преобладают женщины оптимального репродуктивного возраста 21-35 лет с высшим и специальным образованием, чаще с хорошим материальном положением и удовлетворительными жилищными условиями, замужние. К данной группе чаще относятся служащие, инженерно-технические работники, домохозяйки, представители гуманитарной интеллигенции. Среди основных мотивов рождения ребенка практически каждая женщина называет возможность проявлять свою любовь,, продолжить себя в ребенке, каждая вторая надеется на поддержку в старости. Доля мотивов невротического характера заметно снижена по сравнению с предыдущими группами. Материнские чувства развиты сильно и не подвергаются сомнению: они чаще беспокоятся при виде плачущего малыша, мечтают о ребенке с ранних лет, часто заглядываются на маленьких детей, чаще взаимодействуют с ребенком с помощью физического контакта. Беременность для них является важной функцией материнства и характеризуется устойчивым положительным отношением к ребенку, новым смыслом жизни. Решение о рождении ребенка принимается чаще самостоятельно, без значительного влияния мужа и родственников. Для беременных с положительной репродуктивной мотивацией беспокойство при появлении нового члена семьи связано, скорее, с ответственностью перед семьей, с новыми взаимоотношениями с супругом, с трудностями воспитания и получения образования для ребенка, с потерей привычного профессионального и материального статуса.
Успешная реализация материнской роли во многом связана с оптимальным родительским отношением, основанным на симпатии, любви и уважении к личности ребенка, вместе с тем эмоционально-уравновешенным отношением к нему. Оптимальная стратегия воспитания статистически достоверно коррелирует со следующими социально-демографическими характеристиками женщины и ее семьи: с достаточно высоким уровнем образования (высшим, незаконченным высшим и специальным); гуманитарной направленностью образования и сферой приложения сил; оптимальным социальным возрастом (25-35 лет); определенностью брачных отношений(замужняя, в том числе состоящая в гражданском браке); наличием повторного брака; хорошим уровнем материальной обеспеченности семьи. Напротив, нежелательный стиль воспитания будущего ребенка, связанный с крайними вариантами выраженности представленных родительских позиций, коррелирует с низким уровнем образования женщины; с отчужденной от материнства сферой приложения профессиональных сил и направленностью полученного образования (в частности, к авторитарной позиции больше всего склоняются рабочие и служащие без высшего образования, работницы сферы обслуживания и торговли); с возрастом до 20 лет и свыше 36 лет; с неопределенностью брачных отношений (незамужние женщины); с отсутствием опыта в общении с ребенком; с достаточно низким или высоким уровнем материального положения семьи.
Перейти на страницу:
2 3 4 5 6 7 8 9