Основные ценности и принципы жизни, смысложизненные ориентации
молодежи России 90ых как основные факторы, влияющие на
профессиональное самоопределение.
В прошлой части были рассмотрены социальные, экономические, культурные и политические условия, в которых живет и развивается молодежь в России в 90ые годы, проблемы молодого поколения. Каким изменениям подверглось наше общество в последние годы и как это отразилось на молодежной жизни и культуре. В этой части будут рассмотрены некоторые основные принципы и ценности, которых придерживается молодое поколение, прямо зависящие от социально-экономических условий, которые диктует им новое время. Это является необходимым для полного раскрытия темы о профессиональном самоопределении молодежи, так как выбор сферы, характера будущей деятельности и профессии напрямую зависит от ценностных ориентаций молодежи.
Наиболее полными данными, на мой взгляд, по теме определения ценностей молодежи располагают результаты социологических исследований, Опубликованных в учебном пособии «Социология молодежи» в разделе «Ценностные ориентации молодежи». Далее буду приведены некоторые результаты этих исследований с комментариями авторов учебного пособия:
«…Первым основным вопросом исследования стал вопрос о том, как тот или иной представитель молодежи ощущает себя в обществе. 78,4% назвали себя представителями поколения надежд, 21,6% респондентов считают себя представителями потерянного поколения. С октября 1996 года по февраль 1997 года в ВУЗах проводилось исследование, в результате которого было установлено, что 40,5% студентов смотрят в будущее оптимистично, 26,5% готовы к активным действиям. Неуверенность в будущем испытывают около 20% опрошенных, страх и безысходность – 2,4%, апатию и безразличие – 2,1%…
…Важно подчеркнуть, что у «благополучной» и «неблагополучной» молодежи представления о своих достижениях и будущих возможностях существенно расходятся. Достаточно сказать, что среди «благополучных» считают, что они уже стали богатыми 11,7% и еще 63,2% считают, что добьются этого. В это же время среди «неблагополучных» число тех, кто рассчитывает разбогатеть, всего 25,7%, а большинство (52,3) уверено, что они никогда не смогут стать богатыми, хотя и желают этого. Остальные 22,0% считают, что богатство им не нужно.
Стоит также отметить наблюдение, которое сделали в результате анализа результатов исследований ценностных ориентаций уральских студентов профессорами кафедр социологии УГТУ (Екатеринбург) и НГПИ (Нижний Тагил) Вишневским Ю.Р. и Шапко В.Т.:
«… Наблюдается явное противоречие в жизненных установках студентов. Близость двух позиций (жизненный комфорт, успех, возможны, прежде всего, благодаря собственным усилиям, предприимчивости; но одновременно подчеркивается важность знакомства с нужными людьми, помощи влиятельных лиц)… Сопоставление полученных данных с результатами аналогичных исследований последнего десятилетия позволяет зафиксировать преемственность старых ценностей, и параллельную новую, устойчивую и активно реализующуюся тенденцию… На смену патерналистским и в какой-то мере настроениям 80ых – (прим. авт.) – «Я могу чего-то добиться только благодаря помощи из вне» происходит осознание необходимости прежде всего личностных усилий – «Мой успех зависит от меня, от моей предприимчивости». Серьезная роль в установках студентов отводится образованию, которое выступает в качестве основы, фундамента для будущей успешной жизни. Все более определенно в студенческой среде проявляются ориентации на достижение личного успеха. Установка на успех в 70ые годы была характерна для 10-15% студентов, в 90ые – для 60-70%…»
Данные показывают нарастание индивидуалистических настроений в молодежном обществе. Смена коммунистической идеологии повлекла за собой смену ценностей в сторону ценностей капиталистического общества (см. стр. 3). Тяжелая экономическая ситуация заставляет молодежь больше думать о собственном благосостоянии и успехе. Малый спрос на молодую рабочую силу, общая безработица заставляет молодежь «вертеться», проявлять большую инициативу и напористость (см. стр. 4-5). В то же время «приблатненность», семейность в среде работодателей заставляют молодых так же и искать высоких покровителей и друзей, что сильно колеблет моральные устои молодого поколения.
Перейти на страницу:
1 2 3 4 5 6