Основные ценности и принципы жизни, смысложизненные ориентации
молодежи России 90ых как основные факторы, влияющие на
профессиональное самоопределение.
Интересны также будут еще одни результаты исследований, проведенных в ВУЗах уральского региона в разное время и опубликованных в журнале «Социс» №12. 2000г. в статье Ю.Р. Вишневского и В.Т. Шапко
ã
2000г.:
«… Выявление целевых установок респондентов (терминальные ценности) и их инструментальных ценностей в многочисленных опросах молодежи производились нами, как правило, с помощью двух анкетных вопросов: «Что такое успех в жизни?» и «Какие средства возможны для достижения жизненного успеха?». В исследовании «Студент-95» индикаторами ценностных ориентаций студентов были избраны их представления об успехе в жизни. В ряду приоритетных жизненных ценностных ориентаций студенты называли традиционные, связанные с работой и семейной жизнью: содержание работы, заработок, верные друзья, семья, удовлетворенность в интимной жизни.(Для сравнения см. табл5 и табл6)
Наименее значимыми, по мнению студенчества, являлись ориентации на успех, трактуемый как спокойная жизнь, и на власть, возможность командовать людьми. По итогам исследования 1995 г. был сделан важный вывод: представления о кризисе идеалов и ценностей молодых нуждаются с серьезном уточнении. Да, во многом разрушились многие идеологемы, политизированные иллюзии и стереотипы. Но сфера нравственности, ориентация на порядочность и искренность оказалась более устойчивой. И это – при всех издержках – позитивный момент.
Относительная устойчивость представлений об успехе позволила в 1999 г. скорректировать методику изучения ценностных ориентаций студентов (с учетом новых целей и задач исследования). Соответственно, характер и структура инструментальных ценностей выявилась по средством оценок наиболее важных факторов достижения успеха. Таковыми являются: для 33% респондентов – предприимчивость, для 30% - связи, знакомства, покровительство (
!
см. стр.13 второй абзац сверху
!
),
для 23% - образование, для 9% богатство, для 5% - власть.
Наблюдается явное противоречие в жизненных установках студентов. Близость двух позиций (жизненный комфорт, успех возможен только благодаря моим собственным усилиям; но одновременно подчеркивается важность знакомства с нужными людьми, помощи влиятельных лиц) является отражением в сознании студенчества специфики российской экономики, в которой… дух предприимчивости соседствует с бюрократическим «рынком связей»…»
В качестве дополнения ниже будут приведены результаты опроса молодых людей об их понимании жизненного успеха, проведенные в 1996 году
% к числу опрошенных по данным 1996 г. |
Хорошее образование | 57,00% |
Предприимчивость | 53,00% |
Деньги | 45,00% |
Высокий профессионализм | 42,00% |
Талант | 32,00% |
Связи | 28,00% |
Удачное супружество | 13,00% |
Богатые родители | 2,00% |