Проблемы социальной защиты в произведениях художественной литературы 20-30 годов XX века
< .> Молодой человек очутился на улице Ленских событий (бывшей Денисовской). Подле красивого двухэтажного особняка № 28 с вывеской
СССР, РСФСР
2-й дом социального обеспечения
Старгубстраха
Первым с кем пообщался Остап был дворник Тихон, который “рассказал”, как данный дом, когда-то принадлежавщий его барину, стал “домом социального обеспечения”.
< .> - Куда же твой барин уехал?
- А кто его знает! Люди говорили, в Париж уехал.
- А! Белой акации, цветы эмиграции . Он, значит, эмигрант?
- Сам ты эмигрант . В Париж, люди говорят, уехал. А дом под старух забрали
< .>
Конечно же Остапа мало волновали проблемы социального обеспечения, но не зайти в этот “домик” он не мог. И вот, что он там увидел:
< .>Завхоз 2-го дома Старсобеса был застенчивый ворюга
. Все его существо протестовало против краж, но не красть он не мог. < .>
< .>Остап входил в спальни. Старухи при его появлении вставали и низко кланялись. Здесь стояли койки, устланные ворсистыми одеялами, как собачья шерсть, одеялами, с одной стороны которых фабричным способом было выткано слово “Ноги”.
Все в доме № 2 поражало глаз своей чрезмерной скромностью: мебелировка, состоявшая исключительно из садовых скамеек, привезенных с Александровского, ныне имени Пролетарских субботников, бульвара, и базарные керосиновые лампочки, и самые одеяла с пугающим словом “Ноги”.< .>
< .>В поисках пожарной опасности инспектор попал на кухню. Там, в большом котле, варилась каша, запах которой великий комбинатор учуял еще в вестибюле
. Остап покрутил носом и сказал:
- Это что, на машинном масле?
- Ей-богу, на чистом сливочном!
- сказал Альхен, краснея до слез.- Мы на ферме покупаем
.
Ему было очень стыдно.
- Впрочем, это пожарной опасности не представляет,- заметил Остап.< .>
< .>В кухне стула тоже не было. Была только табуретка, на которой сидел повар в переднике и колпаке из туальденора
.
- Почему это у вас наряды серого цвета, да и кисейка такая, что ею только окна вытирать?
Застенчивый Альхен потупился еще больше.
- Кредитов отпускают в недостаточном количестве
.
Он был противен самому себе.< .>
< .>В коридорах зашелестело. Старухи, неся впереди себя обеими руками жестяные мисочки с кашей, осторожно выходили из кухни и садились обедать за общий стол, стараясь не глядеть на развешанные в столовой лозунги, сочиненные лично Александром Яковлевичем и художественно выполненные Александрой Яковлевной. Лозунги были такие:
“ПИЩА - ИСТОЧНИК ЗДОРОВЬЯ”
“ОДНО ЯЙЦО СОДЕРЖИТ СТОЛЬКО ЖЕ ЖИРОВ, СКОЛЬКО 1/2 ФУНТА МЯСА”
“ТЩАТЕЛЬНО ПЕРЕЖИВЫВАЯ ПИЩУ, ТЫ ПОМОГАЕШЬ ОБЩЕСТВУ”
И
“МЯСО ВРЕДНО”
Кроме старух, за столом сидели Исидор Яковлевич, Афанасий Яковлевич, Кирилл Яковлевич, Олег Яковлевич и Паша Эмильевич. Ни возрастом, ни полом эти молодые люди не гармонировали с задачами социального обеспечения, зато четыре Яковлевича были юными братьями Альхена, а Паша Эмильевич- двоюрным племянником Александры Яковлевны
. Молодые люди
, самым старшим из которых был тридцатидвухлетний Паша Эмильевич, не считали свою жизнь в доме собеса чем-то ненормальным
. Они жили в доме на старушечьих правах
, у них тоже были казенные постели с одеялами, на которых было написано “Ноги”, облачены
они были, как старухи, в мышиный туальденор, но благодаря молодости и силе они питались лучше воспитаниц
.< .>
< .>Между тем помрачневший инспектор пожарной охраны спусился задом по чердачной лестнице и, снова очутившись в кухне, увидел пятерых граждан, которые прямо руками выкапывали из бочки кислую капусту и обжирались ею< .>
< .> - Новая партия старушек?- спросил Остап.
- Это сироты,- ответил Альхен, выжимая плечом инспектора из кухни и исподволь грозя сиротам кулаком.